Методическая копилка
Консультация для педагогов
«Организация разных видов игр в летний период в ДОУ»
Лето – самая любимая пора всех детей, ведь в теплую погоду можно практически целый день проводить на улице.
Одним из важнейших вопросов в работе дошкольного учреждения в летний период является организация досуга детей. С одной стороны, хорошая погода и возможность проводить достаточно времени на свежем воздухе во многом снимают остроту этой проблемы. Однако привычные игры детям быстро надоедают, и если их активность не находит применения, они стремятся заполнить своё время самыми разными формами деятельности и при отсутствии руководства способны нанести ущерб как самим себе, так и окружающим.
Педагогу важно найти баланс между самостоятельной активностью детей и педагогически организованным досугом, чтобы мероприятия и праздники не становились самоцелью, а органично вплетались в жизнь дошкольного учреждения.
Оптимальной формой организации детского досуга в летнее время может быть такое мероприятие, которое не требует значительной подготовки со стороны детей, имеет развивающую и воспитательную функции проводится в эмоционально привлекательной форме. Кроме того, важно, чтобы это мероприятие не требовало также громоздкой подготовки со стороны педагогов. Таким видом деятельности является игра.
Игровые часы
Во время игрового часа дети знакомятся с различными играми (народными и современными). Как показывает практика, современные малыши часто не знают народных игр. У старших дошкольников интерес вызывают лото, шашки, шахматы и т. д. Разучивание этих игр с детьми и дальнейшее закрепление их в повседневной игровой деятельности значительно обогащают детский досуг.
Игры-путешествия
Игра-путешествие представляет собой последовательное посещение различных точек на ранее приготовленном маршруте. Перед детьми ставится задача, имеющая игровой характер (они направляются к царю Берендею, к сладкому дереву). На маршруте необходимо организовать остановки, где детям будут предлагаться различные игры и задания. Педагоги разделяют между собой функции: часть из них сопровождает детей по маршруту, а другие находятся на своих точках и организуют для них задания.
Детские спортивные состязания относятся к разряду подвижных соревнований. Они значительно различаются в зависимости от возраста ребенка.
Ведь для таких забав очень важна ловкость, которая, собственно, и развивается в процессе подобных соревнований. Ловкость определяется способностью овладевать новыми двигательными реакциями и быстро перестраивать свои движения при необходимости в зависимости от меняющейся обстановки.
Ловкость, столь необходимая в спортивных соревнованиях, развивается достаточно медленно. Говорить о спортивных соревнованиях для детей младшего возраста нет смысла, для их спортивного развития на первых порах достаточно применять простые забавы, детские качели и велосипеды.
Детские спортивные соревнования развивают ловкость, умение координировать движения, действие в ограниченном времени и пространстве (детской площадки). Командные соревнования развивают здоровый дух соперничества, а на координацию движений и вестибулярный аппарат благотворно влияют подвесные качели.
Игры с мячом. Несмотря на простоту, игры с мячом очень полезны для детей, так как развивают практически все виды мышц. И не важно, кидает малыш мячик или ловит, он тренирует координацию движений и зрение. Можно придумать самые разнообразные игры для летних мальчиков с мячом, который можно как покидать, так и попинать ногой.
Особое место среди детских спортивных игр занимают занятия с мячом. Например, такое увлекательное соревнование, как:
«Детский волейбол». Размечается площадка. Посередине натягивается веревка на высоте двух метров. Поделившиеся на две команды дети (количество не важно, лишь бы равное), становятся по разные стороны от веревки. Два первых участника выходят на линию старта, отмеченную в двух метрах от веревки. Они берут по мячу и одновременно бросают свой мяч через веревку. Задачей остальных участников команды является ловля мяча с тем, чтобы не дать ему упасть на пол. Далее подачу осуществляют вторые соревнующиеся и так далее. Выигрыш остается за той командой, на чью площадку реже падал мяч соперников. В процессе соревнования развиваются ловкость, меткость, быстрота реакции.
Еще одной, не менее любимой детьми игрой в мяч, являются
«Вышибалы». Здесь участники одной из команд становятся на противоположные линии очерченной площадки. А участники другой команды перемещаются в поле между этими линиями, увертываясь от мяча, брошенного соперниками с намерением попасть в соревнующихся команды, находящейся в поле. При попадании мяча в цель, ребенок, в которого попали, покидает площадку. Но если участник в площадке поймает мяч, то он имеет право вернуть выбывшего неудачника или засчитать это очко на будущее. После того, как все участники команды в поле будут выбиты, команды меняются местами. В этой спортивной баталии также тренируются быстрота, ловкость, меткость и согласованность движений.
«Боулинг». Всеми детьми любима забава, являющаяся детским вариантом боулинга. Для проведения этого соревнования нужны кегли и мяч. Удар по выставленным в ряд кеглям в количестве десяти осуществляется с расстояния в десять метров. У каждого участника имеется право на пять попыток. За каждую сбитую кеглю участнику записывается очко. Побеждает тот, кто сбил наибольшее количество. Здесь развивается меткость и согласованность движений, умение сообщить мячу необходимое ускорение.
И никак нельзя оставить без внимания такую детскую спортивное соревнование как:
«Пионербол». Для соревнования пионербол используют волейбольную площадку. Забава командная. В состав каждой команды входит 7- 9 ребят, располагающихся по обе стороны от сетки в три ряда. У тех участников, которые стоят во втором ряду, находится по мячу. По свистку судьи начинается игра, и мяч отправляется через сетку на площадку другой команды. Мячи, перелетающие сетку, ловят или подбирают и, как можно быстрее, отправляют через сетку на противоположную сторону. Если в какой-то момент на одной стороне площадки оказывается два мяча, соревнование останавливается и команда, на стороне которой нет ни одного мяча, получает очко. Очко можно заработать и в том случае, если противник проведет мяч под сеткой или отправит мяч за границы площадки.
Продолжительность спортивной баталии может быть или до 15 очков, или же по пять минут на каждый из двух периодов. Третий период проводят в случае равного счета в двух первых. Если мяч задевает сетку или попадет в нее при подаче, то подача повторяется, а очки не присуждаются никому. При выигрыше очка ряды участников на площадке меняются. В этой игре, помимо ловкости и быстроты реакции, воспитывается командный дух, слаженность взаимодействий между соревнующимися командами.
Также актуальны в летнее время народные подвижные игры с разными предметами. С мячом: «Свечки» (русская народная игра), «Повелитель лунки» (кабардинская народная игра), «В узелок» (татарская народная игра) и т.д. Игры с прыжками, на удержание равновесия, меткость и силовые игры:
«Отгадай» (игра народов Дагестана), «Бой петухов» (марийская народная игра),«Хромая лиса» (татарская народная игра). Игры с бегом: «Змейка» (русская народная игра), «Липкие пеньки» (башкирская народная игра), «Вестовые» (якутская народная игра), «Колышки» (марийская народная игра) и т.д.
На природе одной из самый простых, доступных и занимательных игр для детей 6-7 лет является бадминтон. Очень увлекательна игра с пластмассовой тарелочкой (фрисби).В неё может играть любое количество человек. Например, десять игроков встают по кругу на расстоянии 4 шагов друг от друга. Дети перебрасывают тарелку друг другу в любом направлении, но не стоящему рядом. При помощи пластмассовой тарелки также можно поиграть и в игру.
«Снайпер». На расстоянии 8 метров от стартовой линии на землю кладут разные предметы — кубик, кеглю, коробочку и др. Дети стараются сбить их тарелкой. Каждый игрок по очереди подходит к стартовой линии и бросает 3 раза тарелку, стараясь попасть в цель. Побеждает самый меткий участник игры, выбивший три предмета за три попытки.
Можно поиграть и в такие игры, которые развивают мыслительную деятельность ребёнка, тренируют концентрацию внимания. Например:
Игра «Наоборот». Дети становятся в круг. Водящий бросает кому-либо мяч и говорит: «Светло», поймавший должен сказать слово наоборот, т.е. противоположное по смыслу. Игрок отвечает: «Темно» и возвращает мяч ведущему, тот продолжает игру (широкий-узкий, горячий-холодный и т.д.). Можно произносить разные части речи: и существительные, и глаголы, и прилагательные. Игрок, не ответивший или замешкавшийся более, чем на 10 секунд, выходит из игры.
Игра "Успей занять своё место". Дети образуют круг, а водящий рассчитывает их по порядку номеров. Водящий становится в центре круга. Ведущий громко называет два каких-нибудь номера. Названные номера должны поменяться местами. Задача водящего — опередить одного из них и занять его место. Оставшийся без места, идёт на место водящего. Номера, которые были присвоены игрокам в начале игры, не должны меняться, даже когда тот или иной из них становится временно водящим.
Рисование мелками.
Намного интереснее рисовать с детьми на улице. Возьмите с собой набор цветных мелков, и смело разрисовываете асфальт. Причем рисовать можно не только человечков, картинки, но и изучать буквы, цифры и т. д. С детьми постарше можно поиграть в классики и другие аналогичные игры.
Игры с обручем и скакалкой.
Улучшить физическую подготовку ребенка можно также при помощи обруча и скакалки. Так как малыши не могут использовать эти снаряды по прямому назначению, то вначале можно предложить, например, небольшой обруч в качестве руля, либо поставить обручи ребром, чтобы ребенок прополз по тоннелю.
Надувание мыльных пузырей.
Такая игра будет, не только полезна, но и доставит массу удовольствия! Главное набраться терпения и научить ребенка надувать мыльные пузырьки. Летние игры для детей с помощью мыльных пузырей станут не только радужными, но и веселым развлеченьем в виде догонялок за пузырями. Надувая пузыри, малыши тренируют легкие. Кроме того, дуть в одну сторону не такое уж легкое задание! Дуть мыльные пузыри можно не только через палочку, но и через соломинку, и чем больше отверстие, тем больше получатся пузыри.
Самые популярные игры летом в детском саду связаны с водой.
Но и с минимальным количеством воды можно организовать эстафету водоносов. Для этой игры потребуются две табуретки, на одной из которых ставиться емкость с водой, а на другой пустой аналогичный сосуд. Задача детей перенести воду из одного сосуда в другой посредством других предметов. Воду можно носить формочками, половниками, тарелками. Побеждает та команда, которая расплещет наименьшее количество воды. Усложнить игру, развивающую точность и координацию движений, можно посредством установления конкретного способа переноски воды: в одной руке, на плоском блюдце.
Игра с камешками.
Детки очень любят собирать камни. Наберите камней разного цвета и размера в ведро, высыпьте их в миску с водичкой и помойте. Когда вы помыли камешки, можно начинать с ними играть. Можно класть камни в ведро и переносить их в какое-то место, можно делать это с помощью лопатки или чашечки. Можно обложить камешками цветочную клумбу, или дерево. Можно нарисовать на земле палочкой какую-то фигуру, и по контуру выкладывать ее камнями.
Подвижная игра с дидактической направленностью.
Подвижная игра с дидактической направленностью, в отличие от строго регламентированных движений, всегда связана с инициативным моментом решения двигательных и дидактических задач и протекает на эмоциональном фоне, стимулирующем двигательную активность и умственную работоспособность, отодвигая возникновение утомления. В подвижной игре с дидактической направленностью гармонично сочетаются два начала: учебно- познавательное и игровое двигательное.
В подвижной игре с дидактической направленностью дети учатся объединять движение и полученные на занятиях и в повседневной жизни разрозненные знания, факты, систематизируя их в единое целостное представление об окружающей действительности.
На самом деле вариантов летних игр с детьми очень много, просто подключите свою фантазию, и каждый день лета будет праздником для вас и ваших детей.
Такой отдых летом укрепит иммунитет и позволит набраться сил.
Подвижные игры для детей младшего дошкольного возраста
Развитие речи младшего дошкольника 2-3 лет
В первую очередь, мы обращаемся к федеральному государственному стандарту дошкольного образования. Этот документ определяет развитие речи как одну из основных образовательных областей и ставит следующие задачи перед дошкольным учреждением:
- владение речью как средством общения
- обогащение активного словаря
- развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи
- развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха
- формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте
Кроме того, согласно ФГОС дошкольное образование направлено на: формирование общей культуры; развитие физических, интеллектуальных, нравственных, эстетических и личностных качеств; формирование предпосылок учебной деятельности. Данные направления тоже неразрывно связаны с развитием речи малышей и являются задачами, решаемыми в процессе формирования и развития речи.
Способы развития речи у дошкольников
Развитие мелкой моторики
Непосредственное и весьма благотворное влияние на формирование и развитие речи у детей 2-3-х лет оказывают различные мероприятия по развитию мелкой моторики. С анатомической точки зрения, около трети всей площади двигательной проекции коры головного мозга занимает проекция кисти руки, расположенная очень близко от речевой зоны. Поэтому развитие речи ребёнка неразрывно связано с развитием мелкой моторики.
Мелкая моторика — совокупность скоординированных действий человека, направленных на выполнение точных мелких движений кистями и пальцами рук и ног.
В ходе нашего проекта при проведении мероприятий по развитию мелкой моторики мы поставили перед собой следующие цели и задачи:
- Подобрать для развития мелкой моторики пальчиковые игры, упражнения, практические задания, настольные игры, подготовить дидактический материал.
- Развить фантазию, речь, мышление, ориентировку в пространстве, память, внимание, усидчивость.
- Познакомить детей с нетрадиционными методами изобразительной деятельности.
- Развитие умения производить точные движения кистью и пальцами рук.
- Укреплять физическое и психическое здоровье детей.
- Обеспечивать эмоциональное благополучие детей и создавать атмосферу радости и удовольствия.
- Обогащать детей разнообразными сенсорными впечатлениям.
- Проводить беседы с родителями о важности и способах развития мелкой моторики.
В рамках мероприятий по развитию мелкой моторики в ДОУ мы используем различные способы, которые мы классифицировали следующим образом:
Бытовые способы |
развитие навыков самообслуживания, таких как мытье рук с мылом, еда вилкой и ложкой, одевание и обувание, застегивание пуговиц. |
Каждый день, в процессе режимной деятельности. |
Учебно-игровые способы |
работа с игрушками-сортерами, магнитными досками, кубиками, конструкторами, мозаиками. |
Каждый день, в ходе самостоятельной и организованной игровой деятельности, в ходе ООД по развитию речи. |
Словесно ритмические способы |
пальчиковые игры и гимнастика. |
Каждый день в ходе минутки пальчиковой гимнастики, на прогулках. |
Художественные способы |
рисование, лепка, пескография, аппликация, нетрадиционные способы рисования (Приложение). |
Каждую неделю в ходе ООД. |
Специальные способы |
использование шнуровок, переливание воды, пересыпание крупы, работа с прицепками, нанизывание бус. |
Каждый день, в ходе самостоятельной и организованной игровой деятельности, индивидуальной работы, в ходе ООД. |
Сенсорные спо собы |
упражнения с «колючими» мячами, перебирание бус, ощупывание предметов, меха, различных тканей, наждачной бумаги, су-джок. |
2-3 раза в неделю в ходе минутки пальчиковой гимнастики, в качестве минуток отдыха. |
Артикуляционная гимнастика
Для формирования и развития речи, улучшения ее фонетической стороны также важна тренировка мышц органов речевого аппарата ребенка – языка, губ, щек, гортани, челюстей. Цель артикуляционной гимнастики - выработка полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата, необходимых для правильного произношения звуков. Для этого в ДОУ нами используется артикуляционная гимнастика, включающая в себя следующие упражнения, вырабатывающие основные движения и положения органов артикуляционного аппарата:
- Удерживание губ в улыбке, передние верхние и нижние зубы обнажены.
- Вытягивание губ вперед трубочкой.
- Чередование губ в улыбке и трубочкой.
- Спокойное открывание и закрывание рта, губы в положении улыбки.
- Язык широкий.
- Язык узкий.
- Чередование широкого и узкого языка.
- Подъем языка за верхние зубы.
- Чередование движений языка вверх и вниз.
- Чередование следующих движений языка (при опущенном кончике): отодвигать его вглубь рта и приближать к передним нижним резцам.
- Чередование движений языка вправо и влево.
- Толчки кончиком языка щек при закрытом рте.
При выполнении данных упражнений мы придерживаемся следующих рекомендаций по их проведению:
- Проводим артикуляционную гимнастику ежедневно 1-2 раза в день по 3-5 минут в игровой форме, используя 2-3 упражнения, чтобы вырабатываемые у детей навыки закреплялись. Каждое упражнение выполняем по 5-7 раз.
- Идем от простых упражнений к более сложным.
- Артикуляционную гимнастику выполняют сидя, так как в таком положении у ребенка прямая спина, тело не напряжено, руки и ноги находятся в спокойном положении. Можно использовать зеркало.
Развитие фонематического слуха
Фонематический слух (фонематика) — различение (анализ и синтез) звуков (фонем) частей речи, которое является необходимой основой для понимания смысла сказанного. При несформированности речевого звукоразличения ребёнок воспринимает (запоминает, повторяет, пишет) не то, что ему сказали, а то, что он услышал. Развитие фонематического слуха у детей необходимо для успешного формирования речи, обучения их чтению и письму. Дети часто путают близкие по звучанию фонемы, что в некоторых случаях тормозит развитие связной речи. В дальнейшем развитие фонематического слуха необходимо для успешного обучения иностранным языкам.
В ходе нашего проекта мы используем следующие упражнения по развитию фонематического слуха, которые можно проводить в ДОУ на занятиях ООД, минутках гимнастики, во время игровой деятельности, на прогулках.
- Узнай по голосу человека
- Узнай, что за музыкальный инструмент
- Найди пару по звуку (коробки с разной крупой, скрепками)
- Узнай по голосу животное
- Различение высоких и низких, долгих и коротких звуков
- Повтори ритм (хлопаем ладошками)
- Повтори слоги (са-за, та-да)
- Повтори звук (ааа, эээ)
Данные упражнения нацелены на решение следующих практических задач:
- Улучшение восприятия ребенком речи окружающих, а также положительная динамика в отношении развития речи самого ребенка.
- Развитие внимания, памяти, воображения ребенка.
- Получение положительных эмоций, удовольствия от упражнений.
Все упражнения следует также проводить ежедневно, в игровой форме по 1-2 за раз, чтобы не перегружать ребенка.
Логоритмические упражнения
Логопедическая ритмика – комплекс упражнений, связывающих воедино слово (звук), музыку и движения.
В ходе нашего проекта при проведении логоритмических упражнений мы ставим перед собой следующие цели и задачи:
- Формирование и развитие речи детей, развитие дыхания, голоса, артикуляции.
- Развитие и совершенствование основных психомоторных качеств (статической и динамической координации, переключаемости движений, мышечного тонуса, двигательной памяти и произвольного внимания) во всех видах моторной сферы (общей, мелкой, мимической и артикуляционной).
- Формирование двигательных навыков и умений, знакомство с разнообразием движений, с пространственной организацией тела, с темпами музыки.
- Воспитание и развитие чувства ритма музыкального произведения и собственного ритма движений, воспитание способности ритмично двигаться под музыку.
- Развитие способности творчески проявлять себя и преодолевать трудности в ходе выполнения задания.
В ДОУ мы используем логоритмические упражнения, включающие в себя:
- ходьбу в разных направлениях;
- упражнения на развитие дыхания, голоса и артикуляции;
- упражнения, активизирующие внимание;
- речевые упражнения с музыкальным сопровождением и без;
- упражнения, формирующие чувство музыкального темпа и ритма;
- пение.
Данные упражнения можно использовать каждый день в качестве утренней гимнастики, во время игровой деятельности и ООД, разминок, минуток отдыха, на прогулках.
Авторы проекта активно используют логоритмику Г.А. Волковой, упражнения Е. Железновой, различные электронные и книжные источники.
Дыхательная гимнастика
Развитие правильного дыхания играет немаловажную роль в формировании и развитии речи у детей. Дыхание влияет на звукопроизношение, артикуляцию и развитие голоса. Малыши, имеющие ослабленный вдох и выдох, как правило, говорят тихо и затрудняются в произнесении длинных фраз. При нерациональном расходовании воздуха нарушается плавность речи. Часто такие дети недоговаривают слова и нередко в конце фразы произносят их шёпотом. Иногда, чтобы закончить длинную фразу, они вынуждены говорить на вдохе, отчего речь становится нечёткой, с захлёбыванием. Укороченный выдох вынуждает говорить фразы в ускоренном темпе. Если ребенок плохо говорит, то начинать работу по развитию речи следует, прежде всего, с развития дыхания. Именно поэтому наша работа с детьми по выработке правильного дыхания решает ряд задач:
- Правильное дыхание поможет ребенку научиться говорить спокойно, плавно, не торопясь.
- Некоторые упражнения для развития дыхания помогают также научить ребенка правильно произносить те или иные звуки. Если ребенок во время речи надувает щеки, то и речь его невнятна именно по этой причине.
- И прежде, чем начинать постановку, например, свистящих звуков, необходимо научить ребенка правильной выработке воздушной струи.
- Правильное дыхание,
- Ежедневные дыхательные упражнения благотворно влияют на иммунную система малышей, позволят детям меньше болеть.
Дыхательные упражнения могут быть совершенно разными. Мы использовали в своей практике следующие техники:
- Игровые задания с различными предметами (мыльные пузыри, дудочки);
- Комплексы дыхательных упражнений в стихах;
Дыхательная гимнастика по методу А.Н. Стрельниковой.
Этот метод стоит особняком среди остальных комплексов дыхательной гимнастики для детей. Его называют даже парадоксальным. Суть этой системы в том, что, в отличие от традиционных подходов, автор предлагает при выполнении упражнений обращать внимание не на весь процесс дыхания, а лишь на характер и качество вдохов. Выдох же считается естественным следствием процесса вдыхания. Результаты занятий дыхательной гимнастикой. Стрельниковой действительно впечатляют. Она эффективно помогает в лечении целого спектра недугов, усиливая при этом результативность различных методов лечения, в том числе медикаментозных и альтернативных. В их числе: хронические заболевания носовых пазух, бронхов и легких, в том числе пневмония и астма; болезни сердца; заболевания неврологического характера.
Использование наглядных пособий
Принцип наглядности утверждает, что сознательное овладение знаниями и формирование у дошкольников научных представлений и понятий возможно лишь в том случае, если у них имеется определенный чувственно – практический опыт, связанный с непосредственным восприятием изучаемых предметов и явлений. Этот принцип требует, чтобы в процессе обучения использовались различные ощущения: зрительные, слуховые, осязательные и др. Чем разностороннее восприятие предмета, тем полнее и глубже знания учащихся о нем. Поэтому Я. А. Коменский требовал начинать обучение не со словесного толкования о вещах, а с реального восприятия их: «Все, что только можно, предоставлять для восприятия чувствами». Это положение он назвал «золотым правилом для учащихся».
Именно поэтому в своей работе мы очень активно использовали наглядные материалы (карточки с иллюстрациями, книги, игрушки). Это позволило решить нам следующие задачи:
- Побудить ребенка начать обсуждение увиденного с воспитателем, воспитанниками
- Расширить словарный запас ребенка, общий кругозор
- Получить новую информацию по конкретной теме
- Выработать художественный вкус
- Создать положительную, дружественную атмосферу
- Получить возможность каждому ребенку подойти, потрогать, изучить предложенный материал
Робототехника для дошкольников
Робототехника активно входит в нашу жизнь. Возможно, уже лет через десять мы будем воспринимать ботов на улице так же спокойно, без удивления и недоумения, как в прошлом стали воспринимать мобильный телефон или планшет. А дети будут принимать этот мир с роботами уже как что-то само собой разумеющееся.
Это значит только одно: каждому ребенку полезно знать о робототехнике побольше. И пусть он потом не станет инженером или программистом, а выберет профессию бухгалтера, слесаря или поэта. Понимание сути того, что такое робот, и представление о техническом творчестве все равно будет для него полезно, лишит его страха и недоумения перед «умной машиной». Ведь малыш будет видеть, как создается робот или другое техническое устройство.
Заниматься техническим творчеством, как и любым вообще творчеством, лучше начинать пораньше. По этому кружок робототехники в детском саду будет очень органичен и полезен. Занятия у ребят 4-6 лет — это в основном конструирование из крупных, легко соединяющихся деталей конструктора. Есть мнение, что освоение азов конструирования не только подготавливает ребенка к созданию собственно роботов, но и развивает творческий потенциал и мышление юных конструкторов. Улучшается пространственное мышление, мелкая моторика, развивается умение действовать по плану, осознавать свою цель и подбирать варианты для ее достижения.
Робототехника для детей дошкольного возраста — это в первую очередь творческое занятие, развивающее интеллект ребенка: улучшается память и пространственное мышление, тренируется упорство и усидчивость, что подготавливает ребенка к школе, где эти качества очень пригодятся. Работа с конструктором требует сосредоточенности и в то же время развивает воображение и прививает желание творить. С этой точки зрения конструкторы для робототехники так же действенны, как и обычные конструкторы. Но они еще и развивают техническое мышление и способствуют творчеству. Не зря же вопросы, связанные с робототехникой для детей обсуждаются уже на государственном уровне.
Агентство стратегических инициатив ставит перед собой задачу вывести Россию на мировой уровень рынка высоких технологий. А для этого надо создавать талантливым детям возможности для развития их способностей. То есть поддержка технического образования для детей — это государственная программа. Появилось даже такое понятие — STEAM. Это аббревиатура означающая пять понятий:
- Science — наука.
- Technology — технология.
- Engineering — техника.
- Art — искусство.
- Math — математика.
Это, как видно по названию, целостная система, призванная обеспечить государство высококлассными специалистами с довольно универсальной подготовкой, а детям дать возможность получить высокооплачиваемую перспективную профессию.
Но, как уже говорилось, робототехника в 5-7-летнем возрасте — это еще не создание роботов в полном смысле этого слова. Это главным образом развивающие занятия, направленные на формирование интереса к технике и приобретение детьми навыков, которые пригодятся в жизни, независимо от того, будет ли ребенок и дальше заниматься чем-то подобным или изберет занятие, далекое от техники.
Конечно, многие родители беспокоятся, не придется ли ребенку на занятиях кружка просиживать часами за компьютером, составляя программы для своего робота. Безусловно, это вредно, работа за компьютером для таких маленьких детей не должна длиться более 15 минут. Но занятия робототехникой в детском саду чаще ориентированы исключительно на конструирование, оставляя программирование для более взрослых кружковцев. Однако есть и такие курсы, где дошкольники все же получают знания и даже некоторые навыки работы с программами (даже программируют несложные игры). Но и в этом случае время работы собственно за компьютером соответствует СанПинам.